- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Разработка путей повышения конкурентоспособности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007647 |
Тема: | Разработка путей повышения конкурентоспособности |
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФГБОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)» Факультет Менеджмента и предпринимательства Кафедра Общего и стратегического менеджмента КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Прикладные методы в управлении» на тему: «Разработка путей повышения конкурентоспособности фирмы ООО "Калория"» Автор работы: В.Н.Дудка Направление 38.03.02 "Менеджмент" Профиль 38.03.02.13 "Менеджмент организации" Группа МЕН-133 Руководитель курсовой работы Т.А.Ходарева Работа защищена ______________ _____________ Оценка ______________ г.Ростов – на – Дону 2017г. ФГБОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)» Факультет Менеджмента и предпринимательства Кафедра Общего и стратегического менеджмента ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ Студент: Дудка Вадим Николаевич Группа МЕН-133 Тема: «Разработка путей повышения конкурентоспособности фирмы «ООО "Калория"» Срок предоставление работы к защите «15» декабря 2017 года. Исходные данные для создания курсовой работы 3.1Научные и учебно-методические источники по разработке системы повышения конкурентоспособности фирмы «"Калория"». 3.2 Документы ООО «Калория». 4. Содержание курсовой работы по разделам 4.1 Анализ составляющих повышения конкурентоспособности. 4.2 Анализ конкурентоспособности ООО фирма «Калория». 4.3 Пути повышения конкурентоспособности. 5. Перечень графического материала 5.1 Оценка конкурентоспособности ООО «Калория». Научный руководитель курсовой работы ст. преподаватель______________ Т.А. Ходарева Задание приняла к исполнению «17» сентября 2017 г.______________ (подпись студента) РЕФЕРАТ Курсовая работа содержит 39 с., 3 табл., 23 источника КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, СТРАТЕГИЯ, СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ. Объектом работы является ООО «Калория». Предмет изучения - методы оценки и процесс разработки стратегии конкурентоспособности. Цель работы –проанализировать систему конкурентоспособности в ООО «Калория», разработать стратегию по развитию и создать повышения конкурентоспособности. В курсовой работе проведена диагностика деятельности организации, анализ финансово-хозяйственной деятельности в ООО «Калория», организационная диагностика предприятия, оценка конкурентоспособности, а так же проведено исследование и совершенствование системы конкурентоспособности фирмы ООО «Калория». Основные результаты: определены возможные направления развития для ООО «Калория» и выбрать наилучшую стратегию развития. Результаты проекта приняты к сведению руководством предприятия. Экономическая эффективность (значимость) работы состоит в улучшении и усилении конкурентных позиций ООО «Калория» на рынке. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ...................................................................... 5 1.1. Сущность и виды конкурентоспособности............................................. 5 1.2. Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности…………................................................................... 11 1.3. Методы оценки конкурентоспособности розничных торговых предприятий……………….............................................................................. 19 2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО ФИРМА «КАЛОРИЯ»........................ 26 2.1. Краткая технико-экономическая характеристика фирмы………………………............................................................................ 26 2.2. Оценка конкурентоспособности предприятия……………..………….. 27 3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО ФИРМЫ «КАЛОРИЯ»………………………………………………… 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...………………....……………………………………… 34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...……..………………. 35 ВВЕДЕНИЕ Конкурентоспособность в рыночной экономике является основным фактором коммерческого успеха компании. В свою очередь, это зависит от качества управления и конкурентоспособности продукции, то есть насколько лучше, чем аналогов - продуктов, производимых конкурирующими предприятиями. Выбор темы этой работы обусловлен крайней срочностью для всех предприятий Российской Федерации проблемы повышения конкурентоспособности как самих предприятий, так и создаваемых ими объектов (товаров или услуг). Формирование потенциальной способности фирм конкурировать и достигать эффективных результатов в современных условиях осложняется необходимостью постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям, что, в свою очередь, требует поиска научно обоснованных концепций функционирования и развития предприятия, увеличения его конкурентоспособность. Развитие таких концепций требует углубленного изучения как экономической категории конкурентоспособности, ее особенностей и атрибутов, так и характера влияния общероссийских и глобальных тенденций, политических факторов, конкретного этапа исторического развития на процесс его формирование и совершенствование. То есть в рыночной экономике категория конкурентоспособности является одним из ключевых, поскольку ее уровень определяет успех или неудачу в работе фирмы. Таким образом, тема этой работы не только актуальна, но и имеет практическое значение. Цена была и остается наиболее важным критерием для принятия потребительских решений. Однако недавно были широко развиты другие, неценовые факторы конкуренции. Тем не менее, цена сохраняет свое положение как традиционный элемент конкурентной политики, оказывает очень большое влияние на рыночные позиции и прибыль предприятия. В этой статье рассматривается понятие «конкурентоспособность», раскрывается ее сущность, влияние различных факторов. Целью этой работы является разработка способов повышения конкурентоспособности ООО «Калория». Объектом работы является ООО «Калория». Предметом исследования является система конкурентоспособности ООО «Калория». Эта цель определила необходимость решения следующих задач: - изучить теоретическую основу концепции «конкурентоспособности», определить наиболее эффективные методы ее оценки; - анализировать показатели финансово-хозяйственной деятельности компании ООО «Калория», оценивать конкурентоспособность этого предприятия; - разработать способы повышения конкурентоспособности ООО «Калория» для расчета их экономической эффективности. Объектом исследования является ООО «Калория», предметом исследования является деятельность рассматриваемого предприятия. При написании этой работы мы использовали руководства отечественных и зарубежных авторов по маркетинговой политике предприятия, материалы, предоставленные ООО «Калория», которые характеризуют основные показатели конкурентоспособности, законодательные акты и решения государственных органов, а также материалы из периодической печати. Методы исследования: логические, сравнительные, аналитические, сравнительные, структурные. Доклад состоит из введения, заключения, трех глав. В первой главе рассматривается теоретический анализ компонентов повышения конкурентоспособности фирмы. А также описывает сущность и типы в организации, факторы, критерии, показатели конкурентоспособности. Во второй главе представлен анализ конкурентоспособности ООО «Калория». Оно включает: • Оценка конкурентоспособности; • Конкурентный анализ. В третьей главе - совершенствование системы повышения конкурентоспособности ООО «Калория» ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ 1.1 Сущность и виды конкурентоспособности Развитие рыночных отношений неразрывно связано с борьбой товаропроизводителей за более благоприятные условия для производства и сбыта товаров с целью получения максимальной прибыли. В научной литературе и повседневном общении такое столкновение интересов называлось конкуренцией [3, с. 158]. Концепция конкуренции лежит в основе экономической категории, такой как конкурентоспособность. Прежде всего, необходимо различать конкурентоспособность объекта и субъекта. Конкурентоспособность объекта (продукта или услуги) формируется в процессе деятельности конкретного экономического субъекта, осуществляемого посредством реализации управленческих, организационных, производственных и маркетинговых функций. Способность экономического субъекта конкурировать, выигрывать в конкуренции проявляется в его конкурентной разнице, что дает субъекту лучшие возможности для сохранения существующих и привлечения новых клиентов и завоевания новых рынков, характеризует «конкурентоспособность предприятия (фирмы)» [ 3, p. 20]. Конкурентоспособность как экономическая категория выражает функциональный результат использования множества факторов конкуренции на разных уровнях и сегментах рынка. Термин «конкурентоспособность» рассматривается в работах многочисленных отечественных и зарубежных исследователей. Из самого названия следует, что конкурентоспособность - это, прежде всего, способность конкурировать или конкурировать. Дальнейшее уточнение этого термина раскрывает особенности объектов конкурентоспособности, цель и масштаб оценки и позволяет ответить на следующие вопросы: С кем (что) конкурировать?По каким критериям и показателям? На каком уровне конкурировать? Ответ на первый из поставленных вопросов является основополагающим, поскольку он указывает на объект оценки конкурентоспособности, то есть на то, что оценивается. Ответы на другие вопросы учитывают особенности объекта и позволяют видеть, где и как способность объекта конкурировать. Таким образом, конкурентоспособность как термин нельзя рассматривать вне связи с объектом. Объектами оценки могут быть товары, фирмы, отрасли, регионы и страны. Рассмотрим особенности интерпретации конкурентоспособности на нескольких уровнях: - конкурентоспособность страны; - конкурентоспособность региона (промышленности); - конкурентоспособность предприятия; - конкурентоспособность товаров. Между концепциями конкурентоспособности на разных уровнях наблюдается близкая внутренняя и внешняя зависимость. С одной стороны, конкурентоспособность страны и сектора в конечном счете зависит от способности конкретных товаропроизводителей производить конкурентоспособные товары. Но, с другой стороны, выпуск конкурентоспособной продукции может быть выполнен в условиях, созданных для товаропроизводителей в промышленности и в стране в целом. Конкурентоспособность товаров во многом определяет конкурентоспособность самого предприятия, его финансово-экономический статус и репутацию. Но это возможно только в том случае, если доля конкурентоспособных товаров в структуре проданной продукции составляет наибольший доход и значительную часть прибыли. В своей работе «Конкурентоспособность: экономика, стратегия, менеджмент» Фатхутдинов Р.А. определяли конкурентоспособность всех уровней как внешних факторов конкурентных преимуществ товара. По его мнению, с ростом конкурентоспособности на уровне страны, промышленности, региона, организации, промышленных товаров улучшаются все интегральные и конкретные показатели конкурентоспособности товаров. Все уровни конкурентоспособности имеют двустороннюю связь. т.е. конкурентоспособность объектов каждого нижнего уровня является фактором конкурентоспособности объектов всех высших уровней. В свою очередь объекты более высокого уровня создают условия, обеспечивающие конкурентоспособность объектов на более низких уровнях. Однако не всегда повышение конкурентоспособности объектов того же уровня способствует повышению конкурентоспособности объектов другого. Например, производство конкурентоспособной продукции может быть ресурсоемким и дорогостоящим, что в условиях рынка неизбежно приведет к снижению эффективности, снижению прибыли, ухудшению финансового положения предприятия. В этом случае требуется дополнительное финансирование, что в итоге снижает конкурентоспособность производителя. Синтетический индекс, который сочетает конкурентоспособность товаров, производителей, конкурентоспособность сектора и характеризует положение страны на мировом рынке, является показателем конкурентоспособности стран. В наиболее общей форме конкурентоспособность страны может быть определена как способность страны конкурентоспособно производить товары и услуги, отвечающие требованиям мирового рынка, реализация которых повышает благосостояние страны и ее отдельных граждан [17, с. 109]. Конкурентоспособное преимущество страны на международном рынке определяется определенным набором детерминант, «национального ромба», как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента: Факторные условия, то есть те конкретные факторы (например, квалифицированная рабочая сила или инфраструктура), которые необходимы для успешной конкуренции в этой отрасли. Условия спроса, то есть, что является спросом на внутреннем рынке для товаров или услуг, предлагаемых этой отраслью. Связанные и поддерживающие отрасли, то есть присутствие или отсутствие в стране соответствующих и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке. Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты, то есть каковы условия в стране, которые определяют процесс создания управляющих фирм, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке. Существуют две дополнительные переменные, которые существенно влияют на ситуацию в стране: - случайные события, то есть те, которые руководство компании не может контролировать; - публичная политика. Совершенно иной подход к конкурентоспособности страны содержится в работах П. Кругмана. Его позиция в отношении конкурентоспособности страны основана на классической теории Д. Рикардо (прежде всего теории сравнительных преимуществ) и ее поздних неоклассических расширениях, выполненных в рамках традиционного для этого теоретического направления предпосылок для модели идеальной конкуренции и общее равновесие. Эта концепция снижает конкурентоспособность страны по отношению к относительной производительности используемых факторов, что отражается в состоянии торгового баланса, обменном курсе, относительных ценах и, в конечном счете, влияет на благосостояние страны. Все эти результаты свидетельствуют о состоянии национальной экономики, и это саморегулирование, которое не требует вмешательства правительства. Объектом государственного регулирования в развитой экономике и фиксированным обменным курсом может быть национальная валюта, девальвация которой способна уравнять дефицит баланса, но это одновременно приведет к инфляции, и в конечном итоге это приведет к нулю результат. Поэтому, по мнению П. Кругмана, конкурентоспособность страны, в отличие от конкурентоспособности фирмы, не является реальностью, теоретически эта концепция «бессмысленна и политически вредна» [2, с. 324]. Учитывая конкурентоспособность на региональном уровне, следует отметить, что современные концепции экономической мысли по-разному трактуют концепцию региональной конкурентоспособности. Некоторые ученые, например, предлагают отказаться от использования этой концепции, имея в виду тот факт, что главная цель экономической политики региона - обеспечить гражданам достаточно высокий уровень жизни. Способность региона делать это не зависит от какой-либо концепции «конкурентоспособности», а от того, насколько эффективно использование национальных природных ресурсов, а также труда и капитала. Это, вероятно, так, но интеграция этих и других преимуществ региона - это именно концепция конкурентоспособности [7, с. 14] . По моему мнению, самым полным определением будет конкурентоспособность региона В.Н. Парахиной, которая включает в себя три фундаментальных аспекта: - Необходимость достижения высокого уровня жизни населения (конкурентоспособность на рынке труда или конкурентоспособность, предоставляемая населением). - Эффективность экономического механизма региона (конкурентоспособность на рынке товаров или конкурентоспособность, обеспечиваемая производством). - Инвестиционная привлекательность (конкурентоспособность на рынке капитала или конкурентоспособность финансов). Поэтому конкурентоспособность региона следует понимать как его способность обеспечивать высокий уровень жизни населения и доходов для владельцев капитала и эффективно использовать экономический потенциал, доступный в регионе для производства товаров и услуг [7] , п. 88]. Что касается конкурентоспособности предприятия, то, опять же, одно определение этого термина еще не разработано. На мой взгляд, одним из наиболее успешных определений является определение Я.Я. Ящевой, в котором конкурентоспособность предприятия понимается как экономическая категория, характеризующая способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию с использованием своего потенциала лучше своих конкурентов [4, с. 22]. В то же время способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения поведения потребителей, их вкусы и предпочтения особенно важны. Выход на рынок конкурентного продукта является лишь отправной точкой в ??работе предприятия по развитию рынка и его консолидации. Затем следует большая, трудоемкая и, самое главное, систематическая работа по управлению конкурентоспособностью продукции. Конкурентоспособность продуктов лежит в основе всех ранее рассмотренных уровней конкурентоспособности, поскольку она является самым важным атрибутом экономики и затрагивает всех товаропроизводителей. Часто конкурентоспособность продуктов определяется качеством продукции, забывая, что, во-первых, с точки зрения качества, однородные товары сопоставимы, а во-вторых, помимо качественных характеристик, конкурентоспособность товара также включает потребительские и ценовые товары , Существует множество определений конкурентоспособности продукта. Например, в работе Трубилина [2, с. 40] конкурентоспособность товаров рассматривается как комплекс его потребительских и стоимостных характеристик, которые определяют успех на рынке. Однако, на наш взгляд, при определении конкурентоспособности товаров, помимо потребительских и стоимостных характеристик, необходимо также отметить его качественные характеристики. В работе Гарбацевича [11, с. 14] конкурентоспособность продукции определяется ее конкурентным преимуществом на внутреннем и внешнем рынках, что достигается на основе сочетания эффективного использования всех ресурсов с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товаров, которые имеют спрос, удовлетворяет конкретные потребности покупателя и обеспечивает стабильность прибыли и эффективность товарного производителя. Однако в этом определении не учитывается, что конкурентные преимущества могут означать более высокие цены на продукцию, что оправдывается предоставлением большей выгоды. На наш взгляд, наиболее успешным определением конкурентоспособности продукции является определение Плясункова [8, с. 16], согласно которому конкурентоспособность продукции представляет собой сложную многомерную характеристику, отражающую способность продуктов соответствовать требованиям к качеству конкретного рынка (рынков) в период его производства, адаптироваться к соотношению качества и качества к предпочтения потребителей и обеспечить выгоду для производителя при его продаже. 1.2 Факторы, критерии и показатели конкурентоспособности Прежде всего, необходимо определить понятие «фактор». Поскольку понятие «фактор» происходит от латинского «фактора» - делающего, производя [15, с. 74], это дает основание сформулировать свое определение как конкретную движущую силу процесса, способное изменить один или несколько показателей его качества. В настоящее время существует большое количество классификаций факторов конкурентоспособности продукта. Например, некоторые из них: 1. Классификация Гарбачевича: - внешние факторы: институциональные факторы (политические, экономические и правовые), а также детерминанты, включая конъюнктуру внешней среды и уровень конкуренции на рынках, формы и методы государственного регулирования экономических процессов, параметры отношения совокупного спроса и совокупного предложения, особенностей формирования цен на факторы производства; - внутренние факторы: определяются потребностями потребителей: цена, качество, время строительства, гарантия и обслуживание. 2. Классификация Трубилина: - факторы внешнего формирования - тенденции в развитии экономики и рынка, НТП, изменения в структуре потребления, колебания конъюнктуры, состав конкурентов, имидж и престиж предприятия; - показатели качества товаров - показатели, определяемые действующими стандартами, нормами, рекомендациями; Это включает гарантии безопасности, безопасность продуктов; - экономические показатели - показатели, которые формируют себестоимость и цену товаров. 3. Наиболее детальные и сложные, на наш взгляд, факторы конкурентоспособности товаров представлены Р. Фатхутдинову. Автор, разделив все факторы на внешние и внутренние, не только привел к их списку, но и указал направление их влияния на конкурентоспособность товаров: Внешние факторы: - уровень конкурентоспособности страны (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и конкретные показатели конкурентоспособности товаров); - уровень конкурентоспособности отрасли (с увеличением этого индекса улучшаются все интегральные и конкретные показатели конкурентоспособности товаров); - уровень конкурентоспособности региона (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и конкретные показатели конкурентоспособности товаров); - уровень конкурентоспособности организации, промышленных товаров (с увеличением этого показателя улучшаются все интегральные и конкретные показатели конкурентоспособности товаров);– сила конкуренции на выходе системы, среди ее конкурентов (старых и новых) (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товара); - сила конкуренции на входе в систему, среди поставщиков сырья, материалов, комплектующих и других компонентов (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товаров); - Сила конкуренции среди замещающих товаров (увеличение силы (интенсивности) конкуренции повышает конкурентоспособность товаров); - появление новых потребностей (снижает конкурентоспособность производимых товаров); - уровень организации производства, труда и управления среди посредников и потребителей товаров, производимых системой (повышение уровня организации повышает конкурентоспособность товаров); - активность контактных аудиторий (общественных организаций, потребительских обществ, средств массовой информации и т. д.) (с увеличением активности контактных аудиторий, повышается конкурентоспособность продукта). Внутренние факторы: - патентоспособность (новизна) структуры (структуры, состава) товаров (с увеличением патентоспособности товаров, повышением его конкурентоспособности); - рациональность организационных и производственных структур системы (структура должна соответствовать принципам рационализации структур и процессов, то это будет способствовать повышению конкурентоспособности товаров); - конкурентоспособность персонала системы (повышение конкурентоспособности персонала повышает конкурентоспособность товаров); - прогрессивность информационных технологий (с увеличением доли прогрессивных технологий, повышением конкурентоспособности товаров); - прогрессивность технологических процессов и оборудования (с увеличением доли передовых технологий, повышением конкурентоспособности товаров); - научный уровень управленческой (управленческой) системы (с увеличением количества прикладных научных подходов, принципов и современных методов, повышением конкурентоспособности товаров); - обоснованность миссии системы (миссия системы должна быть ориентирована на достижение конкурентоспособности системы и ее продуктов). Следует отметить, что во всей приведенной выше классификации факторов конкурентоспособности продукта можно выделить одну общую особенность, а именно: их деление на внешние и внутренние. Существует также мнение, что конкурентоспособность товаров напрямую зависит от различных факторов, среди которых первостепенное значение имеют производственные издержки, производительность и трудоемкость, которые влияют на цену и качество продукции [10, с. 67]. Издержки производства - это выраженные денежные затраты фирмы, связанные с приобретением факторов производства и их использованием. Производительность труда является одним из основных показателей, определяющих конкурентоспособность товаров на мировом рынке, поскольку именно в производственном процессе закладываются материальные основы конкуренции, которые проявляются на рынке через сравнительный уровень цен и прибыльности. Интенсивность труда оценивается по показателям интенсивности производства (промышленной и сельскохозяйственной), которые представляют собой обобщенные нормы среднесуточной добычи за каждый месяц отчетного периода относительно базового месяца. В настоящее время неценовые факторы выходят на первый план мировой конкурентоспособности, из которых качество продукта, его новизна, научная интенсивность и интеллектуальный потенциал продуктов имеют первостепенное значение. Поэтому большинство стран мира обеспечивают повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, развития высокотехнологичной продукции, создание которой невозможно без развития научно-технического потенциала. В последние годы важным фактором обеспечения конкурентоспособности товаров является фактор окружающей среды. Более строгие экологические стандарты, растущие требования к качеству продукции и в то же время более интенсивная конкуренция на мировом рынке вынуждают компании использовать принципы предотвращения загрязнения в сочетании с экологическим самоконтролем при разработке новых продуктов. В этой связи важной задачей является улучшение рыночных механизмов таким образом, чтобы экологические издержки включались в стоимость выпускаемой продукции. Цены на товары и услуги должны учитывать экологический фактор их производства, а также использование, дальнейшее использование, удаление отходов и их переработку. Рассмотрим критерии конкурентоспособности продукции для целенаправленного и предсказуемого воздействия на них конкурентоспособности. Каждый товар имеет комплекс свойств, которые определяют степень его пригодности для использования в определенных условиях. Чтобы объективно оценить конкурентоспособность товаров, производитель должен использовать те же критерии, которые потребитель использует при анализе. Только в этом случае можно ожидать, что оценка, данная его продукту предприятием, совпадает с мнением покупателя. Поэтому сначала необходимо иметь дело с набором критериев, значимых с точки зрения потребителя. Среди критериев, характеризующих конкурентоспособность промышленных товаров, выделяются: технические (назначения, нормативные, эргономические, эстетические и другие), экономические (потребительские цены) и организационные (скидки, условия оплаты и доставки, комплектность поставки, условия гарантии ,). В принципе, такое разделение критериев может быть использовано для оценки конкурентоспособности любого продукта, независимо от отрасли. Количество критериев конкурентоспособности зависит от типа и сложности продуктов в технических и эксплуатационных условиях, а также от требуемой точности оценки, цели исследования и других факторов. Например, экономические критерии промышленной продукции представлены ценой потребления, которая состоит из расходов потребителя на покупку (товары) и затрат, связанных с потреблением, а цена потребления обычно значительно выше, чем цена продажи. Поэтому наиболее конкурентоспособным является не продукт, для которого минимальная цена запрашивается на рынке, а самая низкая цена потребления за весь период ее обслуживания от покупателя. Правильный выбор критериев оценки конкурентоспособности товаров зависит от точности самой оценки. В этом случае критерии следует выбирать не на основе допущений, собственного опыта, а на основе детального изучения потребительского спроса, т. Е. Проведения маркетинговых исследований. В дополнение к основным свойствам продуктов, которые определяют его качество, очень важен анализ «среды продукта», который включает в себя: послепродажное обслуживание, надежность доставки, удобство покупки, престиж бренда и цену. Для определения конкурентоспособности продукции на основе выбранных критериев используются разные показатели. В работах многих авторов оценка конкурентоспособности товаров основана на расчете и анализе комплексного показателя. Если значение этого показателя меньше единицы, то это позволяет сделать вывод о том, что этот продукт не является конкурентоспособным на этом рынке в текущих рыночных условиях. Значение комплексного показателя, равного единице, указывает, что продукты этого предприятия схожи с точки зрения конкурентоспособности с выбранной сравнительной базой. И ценность комплексного показателя более чем одного позволяет сделать вывод о том, что продукты анализируемого предприятия абсолютно конкурентоспособны по сравнению с эталонным на этом рынке. Некоторые эксперты (например, Гребнев) рекомендуют использовать только два значения для этих индикаторов: «1» и «0». Если параметр соответствует обязательным требованиям, его значение считается равным 1, в противном случае оно равно 0. Однако, как показывает практика оценки товаров наиболее авторитетных производителей, стандарты предприятия часто более «жесткие», чем предписанные действующими стандартами. Кроме того, при упрощенном подходе - «1» или «0» - нет возможности дифференцировать уровень качества в соответствии с регулируемыми параметрами. Поэтому, на наш взгляд, диапазон допустимых значений для этой группы должен быть расширен. Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства продукта, его характеристики с точки зрения способности товара удовлетворять конкретную потребность. Количественные характеристики свойств товаров, определяющие его качество, называются индикаторами качества [19, с. 39]. Типы показателей качества продукции [9, с. 14]: 1. Показатели цели товара, характеризующие его возврат, используются для конкретных целей. 2. Показатели надежности товаров, отражающие стойкость свойств и долговечность товаров. 3. Показатели экологичности и безопасности применения товаров оценивают уровень вредного воздействия объекта на окружающую среду. 4. Показатели переносимости товаров в силу его общих и весовых параметров. 5. Показатели эргономики товара используются при определении соответствия объекта эргономическим требованиям 6. Показатели технологической адаптируемости товаров характеризуют уровень соответствия требованиям существующей технологии и организации производства, транспортировки и технологического обеспечения объекта. 7. Показатели эстетики товаров оценивают влияние на сенсорное восприятие продукта человека в целом, а также его внешний вид. 8. Показатели стандартизации и унификации используются для оценки уровня конструктивной унификации, как самого продукта, так и его отдельных элементов. 9. Патентно-правовые индикаторы товаров используются для оценки его патентной защиты и чистоты патентов. В то же время качественные показатели можно разделить на две категории параметров: «жесткие» и «мягкие». «Жесткие» параметры описывают наиболее важные функции продукта и его основные характеристики, изменение и, более того, замену которых можно выполнять в определенных, относительно устойчивых пределах, определенных конструктивными принципами продукта. Наиболее представительной группой «жестких» параметров являются технические параметры, которые включают индикаторы назначения и показатели эргономики. Для сельскохозяйственных продуктов это могут быть параметры безопасности, безопасности, вкусовых параметров. Специальная группа «жестких» параметров является параметрами соответствия международным и национальным стандартам, нормативным актам, законодательным актам и т. Д., И этот аспект чрезвычайно важен для товаропроизводителя, поскольку, прежде всего, необходимо оценить основная возможность продажи товаров на рынке под вопросом в отношении соответствия характеристик продукта нормативным параметрам, регулируемым нормативными стандартами и нормами. Если не все параметры произведенного продукта соответствуют регулируемым требованиям покупателя, это означает, что он не является конкурентоспособным. «Мягкие» параметры характеризуют эстетические свойства продукта (дизайн, цвет, упаковка и т. Д.). В настоящее время, когда рынок заполнен множеством товаров, в том числе с аналогичными «жесткими» параметрами, возрастает важность «мягких» параметров, придающих товар особой привлекательности. Более того, эта тенденция проявляется не только на рынках массового спроса, но и на производстве товаров. Для сравнения значений различных показателей, характеризующих конкурентоспособность товаров на разных этапах его жизненного цикла, они были разделены на две большие группы: стоимость (стоимость, доход, инвестиции и т. Д.) И качество (послепродажное обслуживание, уровень известности, реклама и т. д.). В то же время, согласно набору критериев, продукт имеет самый высокий уровень конкурентоспособности на стадии роста и зрелости. 1.3 Методы оценки конкурентоспособности розничных торговых предприятий Большое количество публикаций было посвящено оценке конкурентоспособности предприятий розничной торговли. Таким образом, в статье Н.Н. Павлова [9, с. 140] предлагает довольно простой метод оценки конкурентоспособности торгового предприятия, основанный на определении степени удовлетворенности клиентов магазином. Несомненно, конкурентоспособность предприятий розничной торговли в конечном итоге определяется покупателями. Из ряда магазинов они, как правило, выбирают тот, который наиболее удовлетворяет их потребности по меньшей мере. В то же время хорошо известно, что оценка конкурентоспособности предприятия связана с ее сопоставлением с конкурирующими предприятиями. По методу Н.Н. Павловой не предусмотрено. Похоже, что степень удовлетворенности клиентов магазином позволяет косвенно оценивать уровень конкурентоспособности торгового предприятия. Другие авторы сравнивают торговые предприятия друг с другом для совокупности оценочных показателей. Например, Б.Е. Милберг приводит шесть наиболее важных, по его мнению, факторов, которые влияют на выбор магазина покупателя: парковка, местоположение, диапазон, цены, интерьер, обслуживание. Наряду с этим О.В. Чкалов и Э.А. Семенычев рассматривает девять факторов привлека....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Разработка конкурентной стратегии предприятия, создание путей повышения конкурентоспособности
- Разработка методов оценки эффективности риэлтерской деятельности и обоснование путей её повышения в условиях современного кризиса
- Рассмотрение состояния управления оборотными активами предприятия, а также разработка путей повышения эффективности их использования